Mercedes-Benz Typ 770

Mercedes-Benz Typ 770  или Grosser Mercedes («большой мерседес»)

W07 и W07K

В качестве вершины своей широчайшей производственной программы легковых автомобилей осенью 1930 года на Парижском салоне Daimler-Benz AG представил модель Mercedes-Benz тип 770 (W07, 1930-1938 гг.), или Grosser Mercedesбольшой мерседес»). Он был разработан талантливым шеф-конструктором фирмы Гансом Нибелем. Массивная решётка радиатора, большие навесные крылья, вертикально расположенное ветровое стекло имели схожесть с другими моделями компании и одновременно выделяли автомобиль из толпы машин-конкурентов.

первый S-klasseМашина Гитлера
Он комплектовался рядным 8-цилиндровым двигателем объемом 7,7 л, мощностью 150 л.с. (с компрессором до 200 л.с.). Максимальной скорости в 130 км/ч вполне хватало для комфортного передвижения по ровным немецким дорогам. В качестве трансмиссии использовалась только полуавтоматическая коробка передач с овердрайвом.
Масса представительского лимузина была просто огромной - 3 тонны. Для его эффективной остановки в тормозной системе были применены тормоза барабанного типа с вакуумным усилителем.

Показательно, что на 119 изготовленных автомобилей модели 770 первой серии (W07) пришлось лишь 13 покупателей, согласившихся на бескомпрессорный вариант этого «суперавто».

В первую очередь эта модель была нацелена на то, чтобы создать конкуренцию господствовавшему тогда Maybach Zeppelin с 12-цилиндровым двигателем, угрожавшему занять первое место в иерархии немецких автомобилей. Публика и специалисты вначале приняли новый Mercedes довольно скептически, поскольку, с одной стороны, он, безусловно, разочаровывал своим консервативным исполнением. Но, в конце концов, все высоко оценили тщательность и добротность проработки конструкции.

Отреставрированный 770Салон знаменитого Мерседес 770

В любом случае модель 770 вскоре предпочли главы многих государств. Ведь, при стоимости автомобиля с кузовом пульман-лимузин в 38 тыс. рейхсмарок, позволить себе купить его могли лишь очень богатые люди. На нём ездили различные европейские политики, артисты, знатные особы. Серо-зелёный "семьсот семидесятый" в кузове пульман-кабриолет был в личном распоряжении экс-канцлера Германии Вильгельма II. Даже будучи выпущенным в очень небольшом количестве, Grosser Mercedes внес большой вклад в мировую славу марки. Шасси модели 770 производилось в Унтертюркхайме, там же происходил и окончательный монтаж. Кузова, за некоторым исключением, изготавливали на заводе в Зиндельфингене.

W150

В 1938г. появилась усовершенствованная версия Grosser Mercedes – 770 (W150) с новой ходовой частью и независимой подвеской колес. Его рама состояла из тонкостенных труб овального сечения идеально сочетая большую жесткость с малым весом. Передние колеса подвешивались раздельно на двойные поперечные рычаги подвески, а задние – на мост «Де Дион». Двигатель, сохранивший основные технические характеристики своего предшественника выдавал в компрессорном варианте 230 л.с.

«Большой Мерседес» существовал в исполнениях Pullman, кабриолет D и F, а также в открытом варианте. Для каждой версии изготавливалось и несколько экземпляров со спецзащитой. С июня 1943 по июль 1944 гг. специально для германского правительства производились 4-дверные бронированные автомобили. Полная нормативная масса серийных автомобилей составляла около 4200 кг, в то время как масса бронированных вариантов достигала 5420 кг. Такая увесистость сказывалась на допустимой скорости: для обеспечения сохранности шин она была снижена со 170 до 80 км/ч.

W150II на chassis 429334

Grosser Mercedes почти наверняка сошел бы со сцены в 40-х годах, как и прочие гигантские люксвагены того времени вроде Maybach Zeppelin или Horch 12. Но Grosser Mercedes - единственный среди немецких автомобилей высшего класса - еще в 1938 году претерпел полное обновление.

Новый "Мерседес-Бенц 770" - детище инженера Макса Зайделя – унаследовал от прародителя восьмицилиндровый двигатель с огромным рабочим объемом 7655 куб. см, который, в придачу обзавелся компрессором, повышавшим мощность до 230 л.с. Просторный семиместный кузов – 6 х 2,07 м приобрел более современные сглаженные формы; превосходный легкосплавный двигатель; рама теперь сваривалась из труб овального сечения, устанавливалась принципиально новая пятиступенчатая механическая коробка передач, а шарнирный ведущий мост, а также впечатляющая стремительность и обтекаемость большинства кузовов, все колеса имели независимую подвеску. Само собой разумеется, что комфорт был на высшем уровне. Громадная машина полностью соответствовала господствовавшему в нацистской Германии культу гигантизма и арийского превосходства над остальными народами. С 1938 по 1943 годы было изготовлено 88 подобных "Мерседесов" (с внутризаводским обозначением W150). В заключительный период выпускались только бронированные версии.

w150-tourenwagenГосударственная карета


На базе 150-го кузова и появилась спецмашина для руководства Третьего Рейха, получившая негласное прозвище "фюрерваген" (fuehrerwagen). Спецмодификация обозначалась W 150 II Staatskarosse («Государственная карета»).  Первый автомобиль с индексом W150 II был заказан летом 1939 года. Он имел полностью бронированный кузов, пуленепробиваемые стекла и 20-секционные камеры в армированных шинах. Всего выпустили 31 экземпляр. На этих суперавтомобилях двери, щит передка, спинка заднего сидения, пол кузова были защищены броневыми листами толщиной 9-18 мм. Толщина пулестойких стекол - 40 мм. Кожухи боковых запасок и диски всех колес изготовлялись из броневой стали. Двери были снабжены электромагнитными замками с центральным управлением.

"Фюрерваген" не был беззащитен: внутри салона в специальных кобурах находилось разнообразное стрелковое оружия, включая ручной пулемет. По показаниям бывшего начальника личной охраны Гитлера, бригаденфюрера СС Ганса Раттенхубера, во время дальних поездок в 1944-1945 годах рейхс-"Мерседесы" экипировали реактивными противотанковыми гранатометами-фаустпатронами. В качестве дополнительной меры безопасности, фары и прожектора-искатели имели избыточную мощность, чтобы ослепить возможного преследователя. Предусматривались также выдвижные подножки по бортам кузова, на которых при проезде через людские массы стояли телохранители.

Если в 770-е первой серии (W07, 1930-1938 гг.) броня встраивалась после сборки, то машины второй серии (W150, 1938-1943 гг.) оснащались 18-миллиметровой защитой уже в процессе изготовления. Из брони были даже колеса, обутые в особые покрышки, каждая из которых была разделена на 20 секций. Так уменьшалась вероятность спуска шин при обстреле. Правда, эксплуатировать их рекомендовалось на скорости до 80 км/ч, хотя возможности машины простирались намного дальше. Особый разговор о моторе (специсполнение – два компрессора вместо одного). Ему, отдельно взятому, самое место в музее современного искусства. Этот 8-цилиндровый гигант рабочим объемом 7655 см куб. обязан был выдерживать нагрузки запредельные – вывозить из-под обстрела бронированную машину (5,42 т!) со скоростью 180 км/ч. В таком режиме металл лопастей размазывался по стенкам корпуса нагнетателя, как масло по хлебу. При этом развивалась мощность, которой не мог похвастать ни один немецкий танк вплоть до 1942 года – 400 л.с. при 3600 об./мин.!

Если серийный "семьсот семидесятый" весил около 3400 кг, то его бронированный близнец был на полторы тонны тяжелее. Для сохранения динамических характеристик машины двигатель оснащался не одним, а двумя объемными нагнетателями "Рутс"; подскочила мощность – до 400 л.с., и расход высокооктанового топлива – 38 л/100 км. При этом максимальная скорость составляла 180 км/ч. W150 II имел две независимые системы зажигания (две свечи на цилиндр) и дублированный бензонасос. Запас топлива увеличился со 195 до 300 литров.

Ряд интересных особенностей отличал бронированную версию 770-й от стандартной машины. Так, запасные колеса по бокам играли роль бронещитков. Крылья для снижения массы делали из алюминия. В подлокотниках заднего сиденья имелись футляры для пистолет-пулеметов. Подушка сиденья рядом с водителем откидывалась, образуя площадку – хозяева иногда ездили стоя. Приглядитесь: перед ветровым стеклом – прорези. Они не только отводили воздух от мотора, работавшего с двойной нагрузкой, но и играли роль своеобразного обогрева. (16 декабря 1941 года личный шофер фюрера Эрих Кемпке доставил в Финляндию вышеупомянутую «государственную карету» – в подарок маршалу Маннергейму. Маршал не раз убеждался, что и при минус двадцати ветровое стекло не замерзало.)

w150_gosserМерседес 770


На "фюрервагенах" ездили рейхсмаршал авиации Геринг, глава СС Генрих Гиммлер и, конечно же, главный заказчик – Адольф Гитлер. Как правило, на праздновании различных официальных мероприятий и торжеств, кортеж фюрера следовал "треугольником" - впереди открытый "Мерседес" с Гитлером, а чуть поодаль по краям – две аналогичных машины с охранниками - эсэсовцами. Во время будничных поездок закрытые "фюрервагены" шли колонной из 4-5 машин, к которым присоединялся тяжелый джип, вроде "Хорьха" или "Штейра". Последний вояж Гитлера на своем "Мерседесе", ведомым верным Эрихом Кемпкой, состоялся 15 марта 1945 года в прифронтовой район Франкфурта-на-Одере. 

Скачать файл, как к нам добраться