Mercedes-Benz 500K и 540К (тип W29)

Mercedes-Benz 500K и 540К (тип W29) — спортивный автомобиль, производившийся Mercedes-Benz с 1934 по 1939 года. Впервые был представлен на Берлинском автосалоне. Имел внутренний индекс модели W29. В отличие от седана 500 на автомобиль ставился суперчарджер (компрессор, нем. kompressor ), который и обозначала буква К; он устанавливался только на спортивные автомобили компании. По сравнению со своим предшественником, Mercedes-Benz 380, который производился только в предыдущем году, 500K имел бóльший и более мощный двигатель, а также больше доступных кузовов для удовлетворения потребностей клиентов в большей роскоши и производительности.

500K имел схожую с 380 независимую подвеску — переднюю на двойных поперечных рычагах и заднюю двухшарнирную с качающимися полуосями и индивидуальным расположением колёс, винтовые пружины и впервые появившиеся амортизаторы.

mercedes-benz_500k_sport_roadsterсалон Мерседес 540К

По сравнению с предыдущим поколением родстеров 20-х годов S/SS/SSK, 500K был более комфортабелен и имел лучшее по сравнению управление, а также пользовался огромным успехом, особенно у растущего числа водителей-женщин.

женщины и мерседес 540кРоскошный салон Мерседес 540К

Разработка автомобиля велась Гансом Нибелем (500К), а позднее под руководством бывшего гонщика Макса Зайлера (540К), ставшего начальником конструкторского отдела после смерти Нибеля. Модели 500К - 540К предлагались с двумя основными вариантами рамного шасси с длинной колесной базы - 3290 мм, различающихся компоновкой агрегатов и кузова. В первом случае радиатор располагался непосредственно над передней осью. Необычность второй компоновки, получившей название «шасси со смещенным назад двигателем», заключалась в том, что радиатор, а вместе с ним двигатель, коробка передач, рулевое управление и сиденья, были смещены назад относительно передней оси на 185 мм, что улучшало устойчивость автомобиля на больших скоростях и зрительно еще больше удлиняло машину. Кроме того, существовал третий тип шасси с укороченной до 2980 мм колесной базой. Он использовался для единичных экземпляров двухместных спортивных автомобилей.

мерседес 500К кабриолетприборная панель мерседес 540К

На все автомобили серии устанавливались новые рядные чугунные 8-цилиндровые двигатели с механическим нагнетателем фирмы Roots, отличавшиеся рабочим объемом, о чем свидетельствуют числовые индексы и буква «К» в названии моделей («К» – компрессор, 500/540 – рабочий объем). Пятилитровый мотор 500К развивал мощность 100 л.с., которая возрастала до 160 л.с. при включении нагнетателя. Двигатель модификации 540К, объемом 5,4 литра и мощностью 115 л.с., с компрессором развивал неимоверные для того времени 180 л.с. при 3400 об/мин*. Появление этого силового агрегата обеспечило тяжелому автомобилю, массой около двух с половиной тонн, динамику соответствующую внешнему виду. Включался компрессор нажатием до упора педали акселератора, а выключение происходило автоматически при сбрасывании оборотов. Компрессор следовало включать только в случае острой необходимости на время не более одной минуты, например, для быстрого разгона или преодоления крутого подъема.

двигатель мерседес 540КСхема мотора Мерседес 540К

На выбор покупателям предлагались две новые коробки передач: 4-ступенчатая и 5-ступенчатая, которая устанавливалась под заказ. Превосходные ходовые качества автомобилю обеспечивала независимая подвеска всех колес с двумя винтовыми пружинами спереди и четырьмя сзади. Колеса с проволочными спицами были снабжены пневматическими шинами низкого давления. Автомобиль оснащался двойной выхлопной системой, гидравлическими барабанными тормозами с усилителем и 110 литровым баком, который обеспечивал приличный запас хода. Изготовитель указывал в документации максимальную скорость в 175 км/ч, хотя деле она составляла около 160 км/ч при расходе топлива 25-35 литров на 100 км. Шасси для 540К производились до 1939 года, при этом последняя партия из 50 штук обрела кузова лишь в 1940 году, а некоторые еще позднее. Большинство из этих товарных автомобилей были отправлены на экспорт, часть попала в гаражи высшего руководства Германии.

просто красивый мерседес 540Кзнаменитый мерседес 540К

Последние экземпляры стали объектами госзаказа рейхсканцелярии, последовавшего летом 1942 года, после того как в мае того же года, во время поездки в открытом кабриолете типа 320 по пражскому пригороду, был убит рейхспротектор Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих. В подразделении «Guard», компании Daimler-Benz, основанном в 1928 году и занимающимся бронированием Mercedes, в срочном порядке изготовили 20 автомобилей 540К в пуленепробиваемом исполнении, масса которых составляла более трех тонн, а максимальная скорость, в целях безопасности, была ограничена на уровне 80 км/ч. Машины предназначались для первых лиц и губернаторов оккупированных территорий и никогда не фигурировали в официальных обзорах продукции завода. Единственный сохранившийся из этих броневиков с кузовом кабриолет находится в Национальном техническом музее Праги.

В отличие от большинства производителей роскошных автомобилей, Daimler-Benz практически не производил «голых» шасси. Большая часть продукции оснащалась заводскими кузовами и лишь для 41 экземпляра модели 500К и 29 экземпляров 540К кузова были изготовлены различными мастерскими по специальным заказам клиентов. Такая высокая доля заводских автомобилей объяснялась очень широкой номенклатурой продукции. Стилисты из Зиндельфингена, в числе которых был и талантливейший дизайнер Фридрих Гейгер, посвятивший компании Daimler-Benz всю свою жизнь, оказались на удивление изобретательными и стремились удовлетворить все требования клиентов. Для модельного ряда 500К - 540К предлагалось 10 вариантов исполнения!

Первый тип шасси использовался для моделей «Cabriolet B», «Cabriolet C» и более поздних «Sedan» и «Tourenwagen». На второй вариант «шасси со смещенным назад двигателем» ставились кузова моделей «Cabriolet A», «Roadster» и стремительного «Autobahn Kurier». И, наконец, укороченное шасси применялось для модификаций «Sport Roadster», «Sport Cabriolet» и «Sport Coupe». Это были грандиозные машины класса Grand Tourer, идеально подходившие для скоростного движения по новой и постоянно расширяющейся сети автобанов. Каждая машина собиралась индивидуально, по самым высоким немецким стандартам с использованием лучших материалов. Всего с 1934 по 1939 годы было построено 342 экземпляра Mercedes-Benz 500K и 419 Mercedes-Benz 540К.

Отдельного упоминания заслуживает Special Roadster, изумительные обводы кузова которого ни одна фирма в мире так и не смогла повторить. Из 25 выпущенных экземпляров до наших дней сохранилось всего пять. И, конечно же, аэродинамичное купе Autobahn Kurier построенное на шасси 540К всего в двух экземплярах, из которых уцелел только один. В процессе утверждения общего дизайна кузова этого автомобиля в компании разгорелись нешуточные споры по поводу отклонений от корпоративного стиля. Руководство на отрез отказывалось визировать проект, боясь навредить сложившемуся имиджу Mercedes-Benz. Первые макеты авто отличались весьма экстравагантным дизайном с максимально скругленными обтекаемыми формами и крышей «Hard Тор». И только после того как дизайнеры представили макет Autobahn Kurier, у которого передняя часть кузова была выполнена в традиционном фирменном стиле, проект был одобрен. Это были настоящие шедевры, «автомобили мечты», о которых много говорили в те годы.

мерседес 540К

 

С самого начала Mercedes-Benz 500К - 540К стал больше чем автомобилем, олицетворяя определенный стиль жизни. Он не был похож ни на какие другие машины - необыкновенно изящный, но в то же время мощный. Обладать им - значило входить в узкий круг самых влиятельных людей мира. Императоры и короли, политики и актеры считали своим долгом иметь такой автомобиль. Мерседесы 500К - 540K были в личных гаражах японского императора Хирохито, лидера Хорватии Павела Антонича, богатейшего аргентинского оловянного короля Мигеля Абрэ и последнего шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви, а индийский махараджа даже использовал 540К для охоты на тигров. Германское же руководство щедро одаривало подобными машинами предполагаемых союзников в предстоящей войне.

Скачать файл, как к нам добраться