Mercedes-Benz 260D W138: дизельная революция

В феврале 1936 года, восемьдесят лет назад, на международной мото- и автомобильной выставке в Берлине концерн Мercedes-Benz представил первый в мире серийный легковой автомобиль с дизельным двигателем. Подлинную революцию в автомобильном мире воплощал в себе Mercedes-Benz 260 D c 45-cильным четырехцилиндровым мотором объемом 2,6 литра.

Mercedes-Benz 260DСалон знаменитого Мерседес

Название модель получила в честь объёма двигателя, заводской номер которого был OM138. При колесной базе в 3050 мм автомобиль с кузовом типа пульман-лимузин имел 4,55 метра в длину и 1,63 в ширину. Кроме того строились также автомобили с кузовами типа ландо и кабриолет, но в Гестапо они не использовались. Кузовом ландо оснастили лишь первые 13 машин, собранных ещё в 1935 году. Затем было собрано 55 машин для берлинских таксопарков.

Mercedes-Benz 260D LaundaletДизельный двигатель

Машину в варианте такси, построенную на основе бензиновой модели Typ 200, оснастили впрысковой системой Bosch, которая к 1935 году уже располагала большим опытом конструирования впрысковых насосов для дизелей. Роберт Бош (Robert Bosch. 1861-1942) начал разрабатывать топливные системы автомобильных дизельных двигателей еще в 1922 году. Уже в 1927 году его насос был запущен в серийное производство. Аппаратура Bosch была надежна и обеспечивала длительную эксплуатацию машин, позволяя реально сэкономить на меньшем расходе топлива.  Средний расход горючего составил чуть больше 9 л/100 км, в то время как бензиновый прототип потреблял при таком же пробеге 13 литров. Если учесть, что в 1936-м дизельное горючее стоило в Германии 17 пфенигов, а бензин – более, чем вдвое, дороже, то понятно, почему германские таксопарки и частные «извозчики» очень быстро сменили бензиновую технику на «солярочную», вмещавшую шесть человек. Максимальная скорость автомобиля составляла 94 км/ч.

Первые эксперименты с дизелями на легковых автомобилях штутгартский концерн начал осенью 1933 года. 80-сильным силовым агрегатом объемом 3,8 литра оснастили тогда модель Mannheim. Увы, вибрация мотора. особенно на ходу, оказалась столь сильна, что использовать двигатель для перевозки пассажиров было совершенно невозможно. К тому же после значительного пробега по той же причине в раме «Mannheim» обнаружились трещины

Только после напряженных исследовательских работ и практических испытаний удалось создать 2,6-литровый мотор с приемлемым уровнем тряски. И с сентября 1936 года наладить серийный выпуск модели 260 D с различными кузовами: помимо показанного на Берлинской выставке пульмана-ландо, компания производила также закрытый пульман-лимузин, 4/5-местный лимузин и 4/5-местный кабриолет. В салоне было два с половиной ряда сидений – между передним и задним рядами имелись две откидных сидушки, которые доводили число посадочных мест до семи. При сложенных же сидушках задние пассажиры могли полностью вытянуть ноги как в американском автомобиле. Однако для достижения такого комфорта пришлось пожертвовать багажником. Здесь он был чисто символическим – в него можно было поставить только один чемодан, да и то поперек. Чтобы хоть как-то компенсировать недостаточный объем багажника, к его дверце сзади крепилась откидная решетка, на которую можно было поместить еще пару баулов. 

Через год после сенсационной презентации в Берлине фирма представила 260 D в улучшенной комплектации. В частности, машина получила новый топливный бак, вмещающий 50 литров горючего вместо прежних 45. Также модель получила новую решётку радиатора, бампера и прочие модификации. Уже через год, в 1938 году двигатель OM138 получил существенную доработку — электрические свечи накала, облегчавшие запуск при низких температурах. Дизельный двигатель этой конструкции оказался настолько удачным, что его стали ставить на грузовики L-серии моделей 1100 и 1500. До 1940 года было собрано 1967 автомобилей, однако с началом французской кампании группе Daimler-Benz пришлось полностью посвятить себя военному производству, и выпуск дизельных легковушек был прекращен вплоть до 1949 года. Один из сохранившихся экземпляров автомобиля можно увидеть в музее Mercedes-Benz в Штутгарте, Германия, второй же находится в частной коллекции владельца печатного издания «Bombay Samachar».

Mercedes-Benz 260DMercedes-Benz 260D

Эта машина навсегда останется в истории, ведь именно с нее началась дизельная эпоха легкового автомобилестроения. А ведь когда Mercedes-Benz 260D только появился, мало кто верил в успех дизельной легковушки. Но время расставило все по своим местам, и сейчас в мире каждый второй легковой автомобиль оснащается двигателем, работающим на солярке. 

Скачать файл, как к нам добраться